Пристальный взгляд на Иран и его ядерную программу
14/10/2008
Выступления докладчиков 18 сентября 2008 года в Нью-Йорке на пресс-ланче, организованном «Израильским проектом»
Д-р Петер Циммерман,
Почетный профессор лондонского Королевского Колледжа, эксперт по вопросам распространения ядерного оружия.
«Военная направленность и развитие иранской ядерной программы»
Трудно принять за чистую монету заявления Тегерана о том, что иранская программа по обогащению урана осуществляется исключительно в мирных целях. Сегодня предельный уровень обогащения урана в Иране - 5% содержания изотопа урана-235. Этого достаточно, для запуска легководного ядерного реактора. Такой реактор Иран обещает запустить в Бушере до конца осени. Однако, понятно, что система трубопроводов в реакторе может быть изменена таким образом, что в каскад центрифуг может подаваться низкообогащенный уран, а в конце процесса выходить ядерный материал для ядерного оружия (ЯО).
«Ядерный материал для ЯО» - понятие несколько расплывчатое. Низкообогащенный уран можно использовать в качестве топлива для ядерного устройства. Если же уровень обогащения достигнет 90% содержания изотопа урана-235, можно будет говорить о создании более эффективного и мощного ядерного оружия. В принципе, если Иран обещает МАГАТЭ, что будет производить высокообогащенный уран, и при этом гарантирует безопасность, то это находится в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия, так же, как и производство низкообогащенного урана. Высокообогащенный уран применяется для некоторых исследовательских работ. И все же, я надеюсь, что МАГАТЭ объявит стремление Ирана производить высокообогащенный уран очередным шагом к получению ядерного оружия.
Почему невозможно поверить в мирный характер ядерной программы Ирана.
• Прежде всего, это не имеет смысла с экономической точки зрения. Количество центрифуг, запущенное в Натанце и на опытном заводе по обогащению топлива, явно недостаточно для производства количества урана, необходимого для Бушера. Россия, построившая бушерский реактор, по контракту, обязана поставлять для него топливо.
- В настоящее время, Иран не в состоянии спроектировать и построить АЭС самостоятельно. И маловероятно, что страна, которая подпишет договор с Ираном на строительство дополнительных реакторов, не обеспечит их топливом.
- Даже если бы Иран построил крупный обогатительный завод для обеспечения реакторов топливом, затраты на строительство и эксплуатацию центрифуг превзошли бы доходность. То есть, гораздо дешевле покупать топливо у крупных поставщиков, чем самим обогащать уран.
- Подсчеты показывают, что для того, чтобы иранский обогащенный уран мог конкурировать с топливом, производимым европейским концерном URENCO, стоимость установки каждой центрифуги в Иране (при сроке эксплуатации в 10 лет) не должна превышать 2700 долларов США. И это не считая затрат на обслуживание, электроэнергию и стоимости гексафлюорида урана. Думаю, что в настоящее время стоимость иранских центрифуг во много раз превышает названную сумму.
- Иран уже приступил к экспериментам по применению высокообогащенного урана для производства оружия.
- Начались испытания имплозивной системы, применяемой в ядерном оружии, что никак нельзя объяснить мирными целями.
- Ведется проектирование баллистических ракет дальнего радиуса действия с увеличенным размером отсека для полезной нагрузки, способного нести имплозивный заряд.
Как быстро идет разработка ядерной программы.
Сведения иранских официальных лиц о количестве запущенных центрифуг и их производительности противоречивы. В последнем отчете МАГАТЭ приводятся следующие данные: примерно 3000 центрифуг IR-1, и дополнительно, 5 каскадов по 164 центрифуги, работающие на гексафлюориде урана. Итого, почти 4000 действующих центрифуг. Еще один каскад из 164 центрифуг работает в режиме вакуума. Кроме того, на опытном заводе по обогащению топлива, запущены еще 13 центрифуг. Большинство из них - новые, более эффективные IR-2.
Если у Ирана появится достаточно низкообогащенного урана (до 4,5%), он может перезагрузить существующие каскады, и тогда завод в Натанце, вполне вероятно, сможет производить топливо для одной ядерной бомбы каждые 5 - 6 месяцев. При существующем уровне производства, Иран сможет получить достаточное количество назкообогащенного урана уже через несколько месяцев. Следовательно, в конце 2009 года Иран будет обладать атомной бомбой. Если же продолжится запуск новых центрифуг (от нескольких сотен до тысячи в месяц), первая атомная бомба появится еще раньше.
Обратите внимание, что эти сроки могут стать реальными только тогда, когда Иран получит достаточно материала для одной ядерной бомбы. Иран сможет производить по одной бомбе в год, когда количество центрифуг на заводе в Натанце достигнет 4-6 тысяч.
Запустив 6-10 тысяч центрифуг, половину из них можно будет использовать для получения низкообогащенного урана, а оставшуюся часть - для производства высокообогащенного урана из низкообогащенного. Или можно прямо начинать получать ядерный материал для ЯО, если Иран не захочет больше прикрываться производством топлива для легководных реакторов. Еще раз подчеркну: учитывая, что Иран пообещал производить высокообогащенный уран, и при этом гарантировал безопасность, он вполне может считать свои действия соответствующие статье IV Договора о нераспространении ядерного оружия. Однако не все страны согласятся с Тегераном.
Source: The Israel Project
http://www.takeapen.org/Takeapen/Templates/showpage.asp?DBID=1&LNGID=3&TMID=84&FID=1282
|